ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ -ДОЛГИЙ ПУТЬ НА СТРАЖЕ ПРАВОПОРЯДКА

Вневедомственная наружная сторожевая охрана при органах милиции создана Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1952 года № 4633-1835. Согласно этому документу ведомственные сторожа многочисленных торговых и хозяйственных объектов, не способные обеспечивать их надежную защиту в силу своей разрозненности и неподготовленности, а также подчиненности руководству предприятий и организаций, были объединены в единую службу.
Появление вневедомственной охраны, то есть охраны независимой, «вне ведомств», в короткий срок поставило эффективный заслон хищениям и злоупотреблениям во многих отраслях народного хозяйства. Кроме того, в результате образования специализированной службы, выработки новых форм организации труда были сэкономлены значительные государственные средства – сокращено до 30 % численности существовавшей сторожевой охраны. Одновременно создавалась возможность проведения единой охранной политики в масштабах всей страны.
Появление вневедомственной охраны, то есть охраны независимой, «вне ведомств», в короткий срок поставило эффективный заслон хищениям и злоупотреблениям во многих отраслях народного хозяйства. Кроме того, в результате образования специализированной службы, выработки новых форм организации труда были сэкономлены значительные государственные средства – сокращено до 30 % численности существовавшей сторожевой охраны. Одновременно создавалась возможность проведения единой охранной политики в масштабах всей страны.

Уже в первое десятилетие, в процессе совершенствования методов организации охраны объектов, на смену сторожевым колотушкам пришли первые средства сигнализации. Это были, по современным меркам, примитивные, полукустарные образцы, с очень низкой степенью надежности. Но именно они положили начало стремительному процессу развития и внедрения технических средств охраны, превращения вневедомственной охраны в техноемкую структуру, идущую в ногу с новейшими достижениями времени.
Документы этого десятилетия свидетельствуют: «…в 1955 году из охраняемых вневедомственной охраной объектов было допущено 34 кражи, а в 1956 году – 13…». «…За 9 месяцев 1957 года с помощью работников вневедомственной охраны задержано 43 вора, 5 грабителей, 20 хулиганов и 348 нарушителей общественного порядка…»
Документы этого десятилетия свидетельствуют: «…в 1955 году из охраняемых вневедомственной охраной объектов было допущено 34 кражи, а в 1956 году – 13…». «…За 9 месяцев 1957 года с помощью работников вневедомственной охраны задержано 43 вора, 5 грабителей, 20 хулиганов и 348 нарушителей общественного порядка…»

Широкое внедрение технических средств охраны позволило организовать обходные сторожевые посты протяженностью до 1,5 км и еще более сократить численность сторожей. Под вневедомственную охрану в этот период передаются промышленные предприятия, в основном, легкой, пищевой, мясомолочной промышленности.
В 1966 году под вневедомственной охраной в области находилось 3,4 тысячи объектов, 79% из них было оборудовано средствами охранной сигнализации. Численность работников охраны составляла 4,3 тысячи человек, из них 34 – сотрудники милиции. Значительно выросла техническая оснащенность подразделений: в эксплуатации находилось 6 пультов централизованного наблюдения, 2565 приборов охранной сигнализации, 16 автомобилей. Появились новые виды охраны: военизированная (5 объектов), с помощью пультов (360 объектов), с помощью приборов, установленных на квартирах сторожей-надомников (238 объектов). Результаты работы за 1966 год: допущено краж из охраняемых объектов – 33, задержано преступников – 52, нарушителей общественного порядка – 165, за мелкие хищения – 1109 чел.
Важной вехой в развитии службы явилось постановление Совета Министров СССР от 18 февраля 1966 года № 129, утвердившее Типовое положение о вневедомственной охране, которое оставалось базисным документом службы более четверти века. Принятием этого документа завершился процесс организационного становления вневедомственной охраны как государственной службы, функционирующей на принципах самоокупаемости за счет средств, поступающих по договорам за охрану объектов. Таким образом, наработанные практикой структура и методы организации охранной деятельности получили свое нормативное подтверждение и возможность дальнейшего качественного совершенствования.
Достигнутый к этому времени уровень оснащенности охраняемых объектов средствами охранной сигнализации позволил заменить сторожей обходных постов милицейскими патрулями (пешими, на мотоциклах или автомобилях), получившими название «ночной милиции». При этом протяженность маршрутов для авто и мотопатрулей увеличивалась до 3-5 км, что снова высвобождало значительную численность сторожевой охраны, а также создавало возможность, кроме выполнения охранных функций, решать задачи обеспечения общественного порядка, пресечения и раскрытия преступлений.
Вневедомственная охрана все более приобретала черты милицейской службы, формировались строевые подразделения милиции. Однако численность сотрудников милиции от общего числа работников вневедомственной охраны оставалась еще очень незначительной. Во Владимирской области в 1967 году она составляла менее 1%, в 1971 году - чуть более 2%.
В 1966 году под вневедомственной охраной в области находилось 3,4 тысячи объектов, 79% из них было оборудовано средствами охранной сигнализации. Численность работников охраны составляла 4,3 тысячи человек, из них 34 – сотрудники милиции. Значительно выросла техническая оснащенность подразделений: в эксплуатации находилось 6 пультов централизованного наблюдения, 2565 приборов охранной сигнализации, 16 автомобилей. Появились новые виды охраны: военизированная (5 объектов), с помощью пультов (360 объектов), с помощью приборов, установленных на квартирах сторожей-надомников (238 объектов). Результаты работы за 1966 год: допущено краж из охраняемых объектов – 33, задержано преступников – 52, нарушителей общественного порядка – 165, за мелкие хищения – 1109 чел.
Важной вехой в развитии службы явилось постановление Совета Министров СССР от 18 февраля 1966 года № 129, утвердившее Типовое положение о вневедомственной охране, которое оставалось базисным документом службы более четверти века. Принятием этого документа завершился процесс организационного становления вневедомственной охраны как государственной службы, функционирующей на принципах самоокупаемости за счет средств, поступающих по договорам за охрану объектов. Таким образом, наработанные практикой структура и методы организации охранной деятельности получили свое нормативное подтверждение и возможность дальнейшего качественного совершенствования.
Достигнутый к этому времени уровень оснащенности охраняемых объектов средствами охранной сигнализации позволил заменить сторожей обходных постов милицейскими патрулями (пешими, на мотоциклах или автомобилях), получившими название «ночной милиции». При этом протяженность маршрутов для авто и мотопатрулей увеличивалась до 3-5 км, что снова высвобождало значительную численность сторожевой охраны, а также создавало возможность, кроме выполнения охранных функций, решать задачи обеспечения общественного порядка, пресечения и раскрытия преступлений.
Вневедомственная охрана все более приобретала черты милицейской службы, формировались строевые подразделения милиции. Однако численность сотрудников милиции от общего числа работников вневедомственной охраны оставалась еще очень незначительной. Во Владимирской области в 1967 году она составляла менее 1%, в 1971 году - чуть более 2%.
В этот же период конца 60-х – начала 70-х годов ПЦО становились отдельными структурными единицами, централизованная охрана с использованием городских телефонных линий стала доступной, экономически выгодной и перспективной – она дала возможность расширения сферы деятельности службы. Под вневедомственную охрану в этот период передаются учреждения банков, объекты с ведомственной милицией, музеи, почтовые отделения, школы, квартиры граждан, а также объекты особой важности и жизнеобеспечения.
С каждым годом возрастал и вклад службы в борьбу с преступностью и охрану общественного порядка. Количество пресеченных преступлений по области исчислялось уже сотнями, административных правонарушений – тысячами.
С каждым годом возрастал и вклад службы в борьбу с преступностью и охрану общественного порядка. Количество пресеченных преступлений по области исчислялось уже сотнями, административных правонарушений – тысячами.
Ощутимо повысилась надежность охраны объектов и результативность охраны общественного порядка с появлением во второй половине 70-х годов мобильных нарядов реагирования на сигналы тревоги – групп задержания. С момента своего появления они стали основными боевыми единицами подразделений вневедомственной охраны.

В 1987 году впервые была получена большая партия служебных автомашин по централизованным поставкам – 26 единиц. В дальнейшем, с 1991 года, автомашины УВО стало приобретать самостоятельно.
14 августа 1992 года Постановлением Правительства России № 589 было утверждено «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации». Наступил качественно новый этап в развитии службы. Ее подразделениям была предоставлена полная финансово-хозяйственная самостоятельность. В кризисные 90-е годы успешно решались вопросы ресурсно-боевого обеспечения – приобретения стрелкового вооружения (в том числе автоматического, с ним группы задержания стали нести службу с 1993 года), спецсредств, боеприпасов, средств индивидуальной бронезащиты, вещевого имущества путем заключения прямых долговременных договоров с предприятиями-производителями. Одновременно с этим укреплялась материально-техническая база подразделений. Большинство отделов, размещавшихся в плохо приспособленных для работы помещениях, передислоцировались во вновь выстроенные или приобретенные здания. В 1995 году было введено в строй новое административное здание УВО при УВД Владимирской области, а годом позже современный комплекс служебно-боевой подготовки.
В процессе реформы системы МВД с 1 января 2004 года осуществлялась поэтапная реорганизация функций и основ деятельности вневедомственной охраны. Принцип самофинансирования был исключен из ее деятельности, и все доходы службы, поступающие по договорам за охрану объектов, в полном объеме стали перечисляться в федеральный бюджет, откуда вневедомственная охрана получает финансирование в строгом соответствии со сметными ассигнованиями. Далее целью реорганизации службы явилось исключение коммерческой составляющей из деятельности милицейских подразделений. Охрана коммерческих объектов стала осуществляться только путем реагирования подвижными нарядами, а стационарные милицейские посты остались лишь на объектах, подлежащих государственной охране.
В феврале 2005 года Постановлением Правительства РФ на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», подведомственное МВД РФ.
В дальнейшем, в рамках требований по реформированию системы МВД, областная служба вневедомственной охраны последовательно осуществляла необходимые организационно-штатные мероприятия по оптимизации служебной и финансово-хозяйственной деятельности. Было проведено объединение ряда ПЦО; в сентябре 2009 года создан объединенный отдел вневедомственной охраны при УВД по г. Владимиру, с прекращением функций Ленинского, Октябрьского и Фрунзенского отделов вневедомственной охраны. Была проделана масштабная работа, новое, крупнейшее в области, подразделение в полном объеме выполняет возложенные на него задачи.
В 2010 году состав подразделений вневедомственной охраны области вновь пополнил ОВО по ЗАТО г. Радужный, который в период с 1998 по 2010 год находился в прямом подчинении Департамента режимных объектов МВД России.
В 2011 году изменения в организационно-структурном построении службы продолжились, были укрупнены Вязниковский, Ковровский и Муромский отделы вневедомственной охраны с упразднением и присоединением к ним соответственно Гороховецкого, Камешковского и Селивановского ОВО. В том же 2011 году, в соответствии с принятым Федеральным законом «О полиции», личный состав подразделений вневедомственной охраны прошел переаттестацию и стал составной частью структуры полиции органов внутренних дел.
В 2011 году изменения в организационно-структурном построении службы продолжились, были укрупнены Вязниковский, Ковровский и Муромский отделы вневедомственной охраны с упразднением и присоединением к ним соответственно Гороховецкого, Камешковского и Селивановского ОВО. В том же 2011 году, в соответствии с принятым Федеральным законом «О полиции», личный состав подразделений вневедомственной охраны прошел переаттестацию и стал составной частью структуры полиции органов внутренних дел.
В 2015 году изменения в организационно-структурном построении службы продолжились – был укрупнен Кольчугинский отдел вневедомственной охраны с упразднением и присоединением к нему Киржачского ОВО.

В настоящее время служба вневедомственной охраны области функционирует в составе управления и 14 его филиалов – отделов (отделений) вневедомственной охраны.
Под защитой вневедомственной охраны во Владимирской области состоят более 5,5 тысяч объектов различных форм собственности. Кроме того, обеспечена охрана свыше 9 тысяч квартир, дачных домов, коттеджей и гаражей жителей области. На объектах и квартирах граждан действуют около 6 тысяч кнопок тревожной сигнализации. Более 70 вооруженных мобильных групп задержания круглосуточно работают во всех районных центрах Владимирской области.
Вневедомственной охраной защищены свыше 1000 объектов образовательных учреждений, около 400 объектов здравоохранения и более 300 объектов культуры Владимирской области.
Выполняя функции по обеспечению общественного порядка, раскрытию преступлений, в том числе по «горячим следам», сотрудники вневедомственной охраны ежегодно раскрывают и пресекают сотни преступлений, в том числе кражи, грабежи, разбои, а также тысячи административных правонарушений. За 5 месяцев 2025 года пресечено 109 преступлений, задержано 1124 административных правонарушителя.
Главным результатом каждодневных усилий большого сплоченного коллектива является стабильная, эффективная работа подразделений и нарядов, уверенность граждан в надежной защите их имущества, в том, что на улицах своих городов они в любое время дня и ночи в лице сотрудников вневедомственной охраны найдут защиту от любых преступных посягательств.
Под защитой вневедомственной охраны во Владимирской области состоят более 5,5 тысяч объектов различных форм собственности. Кроме того, обеспечена охрана свыше 9 тысяч квартир, дачных домов, коттеджей и гаражей жителей области. На объектах и квартирах граждан действуют около 6 тысяч кнопок тревожной сигнализации. Более 70 вооруженных мобильных групп задержания круглосуточно работают во всех районных центрах Владимирской области.
Вневедомственной охраной защищены свыше 1000 объектов образовательных учреждений, около 400 объектов здравоохранения и более 300 объектов культуры Владимирской области.
Выполняя функции по обеспечению общественного порядка, раскрытию преступлений, в том числе по «горячим следам», сотрудники вневедомственной охраны ежегодно раскрывают и пресекают сотни преступлений, в том числе кражи, грабежи, разбои, а также тысячи административных правонарушений. За 5 месяцев 2025 года пресечено 109 преступлений, задержано 1124 административных правонарушителя.
Главным результатом каждодневных усилий большого сплоченного коллектива является стабильная, эффективная работа подразделений и нарядов, уверенность граждан в надежной защите их имущества, в том, что на улицах своих городов они в любое время дня и ночи в лице сотрудников вневедомственной охраны найдут защиту от любых преступных посягательств.